МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ) Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Каретный Ряд, д. 2, Москва, 127006 Тел. (495) 587-01-10, доб. 3250 E-mail: d03@еdu.gov.ru ______________ № __________ О направлении методических рекомендаций Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения актуализированные России методические (далее – рекомендации Департамент) по направляет обеспечению права на получение дошкольного образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее соответственно – методические рекомендации, ДНР и ЛНР), разработанные в 2014 году совместно с федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (Федеральным институтом развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), для использования при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – ДОО) (Зырянова А.В., письмо от 20 августа 2014 г. № 08-1104). В методические рекомендации включены: памятка для руководителя ДОО при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР; памятка для воспитателей, педагогов-психологов и иных педагогических О направлении методических рекомендаций - 03 2 работников дошкольного образования по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР и ЛНР; памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, по вопросам обеспечения права детей на получение дошкольного образования. Департамент просит довести данную информацию до сведения руководителей ДОО, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационных стендах ДОО. Приложение: на 13 л. в 1 экз. Врио директора Департамента Беляева Н.В. (495) 587-01-10, доб. 3261 О направлении методических рекомендаций - 03 МШЭП М.А. Костенко Приложение Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, при приеме детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики В Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (части 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение на общедоступной и бесплатной основе в том числе дошкольного образования (часть 2 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ). Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее – Федеральный закон № 4528-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 4528-1). В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (абзац пятый статьи 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ). В Российской Федерации дошкольное образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования) (часть 1 статья 17 Федерального закона № 273-ФЗ). Правила приема в конкретную образовательную организацию устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно (часть 9 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ). Направление и прием в ДОО детей, прибывших с территорий ДНР и ЛНР (в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства), осуществляются по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка. Заявление для направления в государственную или муниципальную образовательную организацию представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций). Заявление о приеме представляется в образовательную организацию на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций). В заявлении для направления и (или) приема родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка; б) дата рождения ребенка; в) реквизиты свидетельства о рождении ребенка; г) адрес места жительства (места пребывания, места фактического проживания) ребенка; д) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка; е) реквизиты документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка; ж) реквизиты документа, подтверждающего установление опеки (при наличии); з) адрес электронной почты, номер телефона (при наличии) родителей (законных представителей) ребенка; и) о выборе языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка; к) о потребности в обучении ребенка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии); л) о направленности дошкольной группы; м) о необходимом режиме пребывания ребенка; н) о желаемой дате приема на обучение (пункт 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. № 236 (далее – Порядок приема)). Для направления и/или приема в образовательную организацию родители (законные представители) ребенка предъявляют документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) ребенка, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Для направления родители (законные представители) ребенка дополнительно предъявляют документ, подтверждающий наличие права на специальные меры поддержки (гарантии) отдельных категорий граждан и их семей (при необходимости), а также вправе предъявить свидетельство о рождении ребенка, выданное на территории Российской Федерации, и свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории по собственной инициативе. При отсутствии свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории родитель (законный представитель) ребенка предъявляет документ, содержащий сведения о месте пребывания, месте фактического проживания ребенка (абзац двадцать девятый пункта 9 Порядка приема). Родители (законные представители) ребенка, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ(-ы), удостоверяющий(е) личность ребенка и подтверждающий(е) законность представления прав ребенка, а также документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным переводом на русский язык (абзац тридцатый пункта 9 Порядка приема). Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение установленной формы (часть 7 статьи 7 Федерального закона № 4528-1; постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. № 356 «Об удостоверении беженца»). Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра (часть 3.1 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ). В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона № 273-ФЗ. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ; пункт 5 Порядка приема). Прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест (пункт 7 Порядка приема). Воспитанникам ДОО предоставляются академические права, в том числе права на: предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Воспитанникам предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе: обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами (стать 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют право: знакомиться с уставом образовательной организации и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; защищать права и законные интересы воспитанников; получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований детей; принимать участие в управлении образовательной организацией, через деятельность органов самоуправления (управляющего совета, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности (статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ). При приеме детей, прибывающих с территории ДНР и ЛНР, предлагается: организовать поддержку детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в образовательной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы дошкольного образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этих воспитанников в образовательной организации; организовать оказание в соответствии каждому воспитаннику, попавшему в трудную жизненную ситуацию (в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам), комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или отдельных образовательных организациях (пункт 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом от 31 июля 2020 г. № 373 (далее – Порядок ОООД)). В соответствии с пунктом 13 Порядка ОООД, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В образовательной организации могут быть организованы также: группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня; семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы). Памятка для воспитателей, педагогов-психологов и иных педагогических работников дошкольного образования по работе детьми, прибывающими с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территории ДНР и ЛНР (далее – ребенок (дети) из семей беженцев), рассматривается как трудная жизненная ситуация. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это в том числе: дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ). В психолого-педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). В результате вынужденной миграции в самом тяжелом положении оказываются дети. Критическая ситуация, в которую попадают семьи беженцев, финансовое неблагополучие, зачастую отсутствие средств к существованию, а также психологические стрессы губительны не только для них самих, но имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на нравственно-психологическую атмосферу общества. Часто родители, пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, не придают значение психологической травме, которую переживает ребенок дошкольного возраста. Целью данной памятки является предоставление предложений и рекомендаций по организации системы сопровождения и внедрения наиболее эффективных методов и форм оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Работа педагогов дошкольного образования с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции: образовательную (организация и проведение консультаций для родителей (законных представителей)); психологическую (организация работы с ребенком и его семьей); посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам). Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи обучающимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учетом сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев. Характерной чертой психологического состояния беженцев и вынужденных переселенцев является так называемая категория «утрата». В этих случаях дети лишаются привычного жилья, личных вещей, друзей, а иногда родителей и близких родственников. Все это вызывает тяжелые психические расстройства у детей дошкольного возраста, которые могут проявиться в течение их дальнейшей жизни. Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей из семей беженцев в возрасте до трех лет (раннего возраста), страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми. У детей в возрасте от трех до семи лет – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности, примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, лживость, жестокость по отношению к взрослым. В поведении: регрессия поведения, отстраненность, агрессия. Все это позволяет говорить о важности психолого-педагогической работы не только с детьми, но и с родителями (законными представителями) ребенка. В работе с родителями (законными представителями) рекомендуют применять следующие методы: изучение семьи и процесса воспитания ребенка в ней (направленный сбор информации о ребенке, проверка и уточнение гипотез); обсуждение и объяснение причин отклонений в психическом здоровье ребенка. Решение вопроса о характере психолого-педагогического воздействия и заключение соглашения о дальнейшем сотрудничестве в ходе психологической коррекции. Разработка совместно со специалистами рекомендаций для родителей. В качестве таковых могут выступать: обучение приемам общения с ребенком с помощью использования эффективных средств (игротерапии, изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии). Совместная оценка результатов работы и выработка дальнейших рекомендаций. При работе с родителями можно применять как индивидуальные, так и групповые формы работы. К индивидуальным формам относятся изучение специфических проблем каждой семьи и особенностей воспитания в ней ребенка, проведение индивидуальных консультаций. Групповые формы работы рекомендуется применять с целью знакомства родителей с особенностями воспитания детей дошкольного возраста. Рекомендуется применять и традиционные методы работы практической помощи детям и родителям (законным представителям): совместные коллективные творческие дела для детей и родителей: конкурсы, викторины, выставки творчества, спортивные соревнования и иные. Организация и проведение групповых занятий с целью формирования навыков взаимопомощи. Возможные методы психолого-педагогической помощи детям из семей беженцев. Психокоррекционная работа с детьми включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой и с образом себя в прошлом, настоящем и будущем. Работа с телом имеет особое значение, потому что у детей дошкольного возраста, попавших в экстремальную ситуацию, часто наблюдается «синдром выключенного тела», который проявляется в том, что ребенок избегает любых контактов, подавляет все ощущения, связанные с телом. Работа с эмоциональной сферой связана с нейтрализацией страхов детей, обсуждением реакции и мыслей ребенка, связанных с травмирующим событием. Использование в работе с детьми дошкольного возраста невербальных методов (танцевальная терапия, проективное рисование, различные методики арттерапии и иные), а также обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, возможности играть. В случае если в образовательные организации принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом здоровье), то необходимо предусмотреть систему психолого-педагогического сопровождения таких детей. Памятка для родителей детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, по вопросам обеспечения права детей на получение дошкольного образования Уважаемые родители! В соответствии со статьями 5 и 78 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее – Федеральный закон № 4528-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 4528-1). В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (статья 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ). В Российской Федерации дошкольное образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования) (статья 17 Федерального закона № 273-ФЗ). Правила приема в конкретную образовательную организацию устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно (часть 9 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ). Направление и прием в ДОО детей, прибывших с территорий ДНР и ЛНР (в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства), осуществляются по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка. Заявление для направления в государственную или муниципальную образовательную организацию представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций). Заявление о приеме представляется в образовательную организацию на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций). В заявлении для направления и (или) приема родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка; б) дата рождения ребенка; в) реквизиты свидетельства о рождении ребенка; г) адрес места жительства (места пребывания, места фактического проживания) ребенка; д) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка; е) реквизиты документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка; ж) реквизиты документа, подтверждающего установление опеки (при наличии); з) адрес электронной почты, номер телефона (при наличии) родителей (законных представителей) ребенка; и) о выборе языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка; к) о потребности в обучении ребенка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии); л) о направленности дошкольной группы; м) о необходимом режиме пребывания ребенка; н) о желаемой дате приема на обучение. Для направления и/или приема в образовательную организацию родители (законные представители) ребенка предъявляют следующие документы: документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) ребенка, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Для направления родители (законные представители) ребенка дополнительно предъявляют документ, подтверждающий наличие права на специальные меры поддержки (гарантии) отдельных категорий граждан и их семей (при необходимости), а также вправе предъявить свидетельство о рождении ребенка, выданное на территории Российской Федерации, и свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории по собственной инициативе. При отсутствии свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории родитель (законный представитель) ребенка предъявляет документ, содержащий сведения о месте пребывания, месте фактического проживания ребенка. Родители (законные представители) ребенка, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ(-ы), удостоверяющий(е) личность ребенка и подтверждающий(е) законность представления прав ребенка, а также документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным переводом на русский язык (пункт 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. № 236 (далее – Порядок приема)). Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение установленной формы (статья 7 Федерального закона № 4528-1). Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра (часть 3.1 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ). В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона № 273-ФЗ. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ; пункт 5 Порядка приема) Прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест (пункт 7 Порядка приема). При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (статья 9 Федерального закона № 124-ФЗ). Если ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения образования, вам необходимо обратиться к руководителю образовательной организации либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении вашим ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или отдельных образовательных организациях. Кроме того, вы как родитель (законный представитель) ребенка имеете право: знакомиться с уставом образовательной организации и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями. После зачисления в образовательную организацию ваш ребенок имеет право на: предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической коррекции; уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Кроме того, родители имеют право: защищать права и законные интересы несовершеннолетних детей; получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований воспитанников; принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность органов самоуправления (управляющего совета, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности. Обращаем внимание, что привлечение дополнительных средств на нужды образовательной организации (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется органами самоуправления в составе представителей всех участников образовательных отношений (педагогических работников, родителей (законных представителей) ребенка, администрации образовательной организации) исключительно на добровольной основе. В соответствии с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом от 31 июля 2020 г. № 373, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В образовательной организации могут быть организованы также: группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня; семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы). МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ) Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Каретный Ряд, д. 2, Москва, 127006 Тел. (495) 587-01-10, доб. 3250 E-mail: d03@еdu.gov.ru ________________ № ______________ О направлении методических рекомендаций Уважаемые коллеги! Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Приложение: на 30 л. в 1 экз. И.о. директора Департамента Лагунова Л.В. (495) 587-01-10, доб. 3074 О направлении методических рекомендаций – 03 МШЭП М.А. Костенко МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПРИБЫВАЮЩИХ С ТЕРРИТОРИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В целях принятия мер по обеспечению в Российской Федерации права каждого человека на образование Минпросвещения России направляет методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее – методические рекомендации), для использования при приеме детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее – ДНР и ЛНР), в том числе детей лиц, признанных беженцами, без являющихся гражданства, в иностранными организации, гражданами или осуществляющие лицами образовательную деятельность по общеобразовательным программам. В методические рекомендации включены: памятка для образовательную руководителя деятельность по организации, осуществляющей общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР; памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР и ЛНР; памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования; памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР. Минпросвещения до организаций, России просит осуществляющих довести данную образовательную информацию деятельность по общеобразовательным программам, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах организаций, осуществляющих по общеобразовательным программам. образовательную деятельность Приложение Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР В Российской независимо от Федерации пола, расы, право на образование национальности, языка, гарантируется происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В и Российской бесплатность в Федерации соответствии с гарантируются общедоступность федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования1. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе2. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные и общеобразовательные организации наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если 1 Пункты 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ). 2 Статья 78 Федерального закона № 273-ФЗ. иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации3. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)4. Родителями (законными представителями) ребенка или поступающим в заявлении указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего; б) дата рождения ребенка или поступающего; в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего; ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема; з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка 3 4 Подпункт 11 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах». Статья 17 Федерального закона № 273-ФЗ. на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе); к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе); л) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке); м) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка); н) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации); о) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными документами, регламентирующими программами организацию и и другими осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся; п) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных. Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы: а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; б) копию свидетельства о подтверждающего родство заявителя; рождении ребенка или документа, в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра); г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории); е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества; ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с общеобразовательной представитель(и) уполномоченными организации ребенка должностными родитель(и) предъявляет(ют) оригиналы лицами (законный(ые) документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий - оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего. Родители (законные представители) детей, прибывшие с территорий ДНР и ЛНР, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.) в случае если они не являются гражданами Российской Федерации. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка. При приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в 10 и 11 классы представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца. Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение ребенка или поступающего в течение 5 рабочих дней после приема заявления о приеме на обучение и представленных документов5. В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родителя (законного представителя). В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР и ЛНР в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного 5 24, 26, 28, 31 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59783). заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет. В связи с тем, что уровни общего образования, установленные Законом об образовании (утвержден постановлением Народного Совета ДНР от 19 июня 2015 г. № I-233П-НС) и Законом ЛНР от 30 сентября 2016 г. № 128-II «Об образовании», а также перечень учебных предметов по уровням общего образования (Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки ЛНР от 21 мая 2018 г. № 495-од; Государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки ДНР от 7 августа 2020 г. № 119-НП, от 7 августа 2020 г. № 120-НП, от 7 августа 2020 г. № 121-НП) соответствуют уровням общего образования и перечню учебных предметов, установленным в Российской Федерации (за исключением как дополнительный учебных предметов учебный предмет) «Астрономия» и «Основы (определен безопасности жизнедеятельности» (обязательным является учебный предмет «Начальная военная подготовка») на уровне среднего общего образования в ЛНР), обучающихся, прибывших с территории ДНР и ЛНР, рекомендуется принимать в класс, соответствующий классу их обучения в предыдущих общеобразовательных организациях. В связи с тем, что в образовательных организациях, действующих на основании указанных законов используется пятибалльная система оценивания, то отметки, полученные обучающимися, рекомендуется использовать без перевода в систему оценивания в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда в российских общеобразовательных организациях используется иная система оценивания при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В таком случае общеобразовательная организация самостоятельно осуществляет перевод пятибалльной системы оценивания в систему оценок, принятой её локальным нормативным актом. В исключительных случаях, когда образование, ранее полученное ребенком, прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация6, итоги которой позволят рекомендовать класс обучения. Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым проводится промежуточная аттестация, и их количество определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно7, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. При предоставлении необходимых документов и установлении класса обучения ребенка издается распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о его приеме в данную организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Обучающимся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляются академические права меры социальной поддержки и стимулирования, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами8. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также 6 Часть 1 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ. Часть 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ. 8 Статья 34 Федерального закона № 273-ФЗ. 7 учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания9. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. (Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу)10. Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом № 273-ФЗ, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии)11. Не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств. Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материальнотехническому обеспечению и оснащению образовательного процесса. Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение12. 9 Статья 35 Федерального закона № 273-ФЗ. Статьи 3 и 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». 11 Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ. 10 12 Письмо Минобрнауки России от 9 сентября 2015 г. № ВК-2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств». При приеме детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, необходимо: предусмотреть возможность обеспечения обучающихся необходимыми учебниками и учебными пособиями исходя из расчета не менее одного учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования; обеспечить при необходимости участие в итоговом собеседовании по русскому языку по программам основного общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования; обеспечить участие обучающихся XI (XII) классов в итоговом сочинении (изложении) по образовательным программам среднего общего образования; обеспечить возможность пройти государственную итоговую аттестацию обучающимся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования; выдать документ об образовании лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждающий получение общего образования следующего уровня: а) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); б) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании)13. организовать поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, образовательных выявление потребностей в и удовлетворение единстве урочной и их особых внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить 13 Часть 6 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ. интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность; организовать оказание в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии каждому обучающемуся, попавшему в трудную жизненную ситуацию (в том числе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам), комплексной, индивидуально и ориентированной, особенностей с учетом психофизического состояния развития здоровья психолого-медико- педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности; обеспечить возможность преподавания русского языка как неродного. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным общеобразовательным программам. Для данной категории обучающихся необходимо создать специальные условия для получения образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента техническую (помощника), помощь, оказывающего проведение обучающимся групповых и необходимую индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Лица, зачисленные в образовательную организацию на территории Российской Федерации, проходят государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) в качестве выпускников текущего года в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 (далее – Порядок ГИА-9). К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Кроме того, Порядком ГИА-9 предусмотрено, что лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, вправе пройти ГИА-9 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее – образовательная организация), в формах, установленных Порядком ГИА-9 (далее – экстерны). Экстерны – лица, зачисленные в образовательную организацию для прохождения промежуточной аттестации и ГИА-9. После зачисления в образовательную организацию в качестве экстерна указанным лицам необходимо пройти процедуру допуска к ГИА-9. Экстерны допускаются к ГИА-9 при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Дополнительные сроки проведения собеседования по русскому языку – 9 марта 2022 года и 16 мая 2022 года. ГИА-9 проводится в форме ОГЭ, в том числе для беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА-9. Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов предусмотрена возможность прохождения ГИА-9 в форме ГВЭ. Заявление об участии в ГИА-9 подается до 1 марта 2022 года участником в образовательную организацию, в которую он зачислен. Лица, зачисленные в образовательную организацию на территории Российской Федерации, проходят государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) в качестве выпускников текущего года в соответствии Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 (далее – Порядок ГИА-11). К ГИА-11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение). Кроме того, Порядком ГИА-11 предусмотрено, что лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования, вправе пройти ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования (далее – образовательная организация), в формах, установленных Порядком ГИА-11, (далее – экстерны). Экстерны – лица, зачисленные в образовательную организацию для прохождения промежуточной аттестации и ГИА-11. После зачисления в образовательную организацию в качестве экстерна указанным лицам необходимо пройти процедуру допуска к ГИА-11. Экстерны допускаются к ГИА-11 при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение). Дополнительный срок проведения итогового сочинения – 4 мая 2022 г. При необходимости органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, могут обратиться с официальным запросом в Рособрнадзор для установления дополнительной даты проведения итогового сочинения ранее 4 мая 2022 года. ГИА-11 проводится в форме ЕГЭ, в том числе для беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА-11. Для участников ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов предусмотрена возможность прохождения ГИА в форме ГВЭ. Заявление об участии в ГИА-9 и ГИА-11 может быть подано в государственную экзаменационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации после установленных сроков (1 февраля и 1 марта) при наличии уважительной причины, при этом причина «переезд из ДНР или ЛНР» может считаться уважительной. Регистрация для участия в ГИА-9 и ГИА-11 осуществляется посредством внесения информационные соответствующих системы обеспечения сведений проведения в региональные государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС). В РИС могут быть внесены сведения из любого документа, удостоверяющего личность участника ГИА- 9 и ГИА-11 (паспорт гражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего о предоставлении Федерации; личность иностранного временного свидетельство о убежища гражданина; на предоставлении свидетельство территории временного Российской убежища, выдаваемое одному из родителей несовершеннолетнего; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и т.д.). В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, в РИС могут быть внесены реквизиты документа, которым образовательная организация подтверждает личные данные обучающегося. Допуск участника ГИА непосредственно в ППЭ осуществляется при наличии документа, удостоверяющего его личность, и при наличии его в списке распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим от школы. Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР и ЛНР Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР (далее - ребенок (дети) из семей беженцев), рассматривается как трудная жизненная ситуация. В психолого-педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции: образовательную (организация и проведение консультаций для родителей); психологическую (организация работы с ребенком и его семьей); посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам). Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учетом сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев. Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей из семей беженцев в возрасте от 7 до 12 лет: трудности в обучении, усвоении отдельных предметов; невротические реакции, фобии, нарушения сна и аппетита, как следствие перенесенного травматического шока; нарушения поведения; низкий уровень общей социальной и психологической адаптации. У детей в возрасте от 13 до 16 лет возможны низкая социальная активность, недостаточная социально-психологическая адаптация, сложности в межличностных контактах, невротические и неврозоподобные реакции. Возможные методы психологической помощи детям из семей беженцев: тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации; групповая работа по преодолению страхов; психологическое консультирование и психотерапия (семейная терапия, арт-терапия). В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с постравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» толерантного травматического общения, опыта, адекватного формирование психологического бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции. навыков контакта, Памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования Уважаемые родители! В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для Вашего ребенка реализуются бесплатно. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее - школа), наравне с гражданами Российской Федерации. Прием ребенка в школу осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца. В заявлении необходимо указать следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего; б) дата рождения ребенка или поступающего; в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего; ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема; з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе); к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе); л) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке); м) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка); н) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации); о) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными документами, регламентирующими программами организацию и и другими осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся; п) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы: а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя; в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра); г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории); е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества; ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При с посещении уполномоченными (законный(ые) школы и (или) должностными представитель(и) ребенка очном лицами взаимодействии школы родитель(и) предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий - оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего. Родители (законные представители) детей, прибывших с территорий ДНР и ЛНР (в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.). В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в школу ребенка могут принять в школу на основании заявления родителя (законного представителя). В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР и ЛНР в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) ребенка могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет. Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка. При приеме в школу для получения среднего общего образования (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца. При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования, полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются школой самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издается распорядительный акт школы о приеме Вашего ребенка в школу. Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения образования, Вам необходимо обратиться к руководителю школы либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для учащегося с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Кроме того, Вы как родитель имеете право: знакомиться с регламентирующими уставом школы организацию и и другими осуществление документами, образовательной деятельности; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. После зачисления в школу Вашему ребенку должны предоставить в бесплатное пользование учебники в соответствии со списком учебников (в пределах федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), определенных школой для реализации основной образовательной программы. Также учащиеся имеют право на: бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой школы и др.; предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. (Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу). Родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Кроме того, родители имеют право: защищать права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся; получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; принимать участие в управлении школой через деятельность органов школьного самоуправления (управляющего совета, совета учащихся, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности. Обращаем Ваше внимание, что привлечение дополнительных средств на нужды школы (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется представителей органами всех школьного участников самоуправления образовательных в составе отношений (педагогических работников, обучающихся, их родителей, администрации школы) исключительно на добровольной основе. Памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР 1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с территории ДНР и ЛНР. На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребенку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье. Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут ее в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей - от своих родителей. Важно помнить, что «запас прочности» и сил у ребенка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьезными, однако для ребенка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребенка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит - им самим это не вполне ясно. Иногда ребенок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать. Как же взрослым узнать о том, что ребенок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде: проблем в школе - ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к учебе; конфликтов в семье - частые ссоры и разногласия между ребенком и родителями, братьями и сестрами; трудностей в общении: замкнутость, неумение находить общий язык со сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение; душевных страданий: частые слезы, подавленность, неожиданные смены настроения без видимых причин, раздражительность, обидчивость, многочисленные страхи, кошмарные сны; проблем со здоровьем: расстройство сна или аппетита, боли в животе, головные боли, заикание, энурез, нервные тики. 2. Дети - свидетели войн и конфликтов Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбежек, смерть родных и близких людей. Даже если дети и не видели военных действий вблизи, не находились непосредственно в горячих точках, война все равно присутствовала в их жизни и постоянно напоминала о себе. Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о них - значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям, стремитесь оградить своих детей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось - это ошибка. Тяжелые воспоминания могут оставаться с Вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено с близкими людьми. Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат возможность выразить то, что их мучает и беспокоит. Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний. Если ребенок пережил утрату близкого человека - поделитесь своими воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребенку. 3. Между двумя мирами Переезд в другую страну - тяжелое испытание для Вас и Ваших детей. В свое время Вы пережили потрясение от соприкосновения с чужим, негостеприимным миром, у которого свои правила и законы. Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранили привычки и ценности, принятые на родине. Жесткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными и вести себя в школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них. Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особенности поведения местного населения. Ходите с ребенком на праздники, посещайте выставки, музеи, не отказывайтесь от приглашений в гости. С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, Вы позволите ему бывать у них дома или пригласите их к себе. Разговаривайте с ребенком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного населения. Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях, клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и молодежи. 5. Новая школа Если Ваши дети посещают новую школу в другой стране, помните: им потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за перерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребенка - никому не хочется быть двоечником. Не наказывайте ребенка слишком строго вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше. за плохие оценки: Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимания на его неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с трудностями. Интересуйтесь учебой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте выполнять домашние задания, поощряйте дополнительные занятия. Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям ситуацию, в которой находится ваша семья, советуйтесь с ними. 6. Дети и родители дома Тяжелые бытовые условия, теснота, неустроенность. Усталость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как напряженный режим дня ребенка, его страхи, переживания, душевные потребности, кажутся второстепенными. Но детство - фундамент будущей жизни любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители. Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша любовь останутся с ними. Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время. Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии детей. Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними. Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают чтонибудь не так, но не наказывайте их физически и не угрожайте наказанием, а спокойно поговорите с ними и объясните, почему ребенку не следовало бы делать так, при этом не настаивая, а давая совет. Будьте последовательными в наказаниях и похвалах. Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то из них. Когда Вы раздражены и устали, не срывайте свое настроение на детях, а лучше объясните им причину Вашего состояния. Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях семьи, не называйте их "обузой". Это может навредить ребенку: он будет чувствовать себя ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и неуверенным, а ведь вы - родители - его единственная поддержка и опора. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть Вас Ваши дети? Конечно же, добрыми, любящими, веселыми, жизнерадостными. Возможно ли такое в Вашем положении, когда приходиться не жить, а выживать? Когда одновременно до десяти человек ютятся в однокомнатных квартирах? Для каждого ребенка его родители - самые лучшие, добрые и сильные. Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией. Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы. Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас видеть Ваши дети.