1 затруднений педагогов; специфики их индивидуальных интересов. 3.1.2 Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от года до пяти лет в зависимости от обширности выбранной темы: краткосрочный – 1 год; среднесрочный – от 2 лет до 3 лет; долгосрочный – 3 – 5 лет 3.1. Второй этап – составление индивидуального плана работы над темой (приложение № 2 к Положению) 3.2. Третий этап – отслеживание педагогическими работниками работы по теме (Приложение № 3 к Положению) 3.3. Четвертый этап – результаты работы и формы его представления (Приложение № 4 к Положению) 3.4.1 В процессе работы над темой самообразования и по ее завершении педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: Проведение открытого мероприятия (серии мероприятий) с последующим его (их) анализом и предоставлением конспекта (конспектов) в методический кабинет; выступления (отчет) на заседании методического объединения, педсовета с последующим предоставлением письменного текста выступления (отчета) в методический кабинет; методические рекомендации; публикации в средствах массовой информации; творческий отчет; выставка педагогических достижений (научно-методические разработки, программы, методические пособия, дидактический материал и т.п.). 3.5. Документация педагогических работников по самообразованию: индивидуальный план работы по теме самообразования; ежегодный отчет по теме самообразования; итоговый отчет по теме самообразования. 4. Методы и источники самообразования 4.1. Педагогические работники могут использовать следующие методы самообразования: самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций; участие в различных формах методической работы на уровне ДОУ и/или муниципальном, региональном, федеральном; изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе дошкольного образования; взаимопосещение различных мероприятий с их последующим анализом; анализ своей работы и ее результатов; участие в работе научных лабораторий и пр.; практическая апробация форм, средств, методов обучения и воспитания; разработка программы, методических материалов, дидактического пособия и т.п.; подготовка статей (рефератов, докладов и др.). 4.2. Педагогические работники могут использовать различные источники самообразования, способствующие их личному и профессиональному росту: телевидение, газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая и др.); интернет, аудио-, видеоинформация на различных носителях; курсы повышения квалификации, в т.ч. и платные; мероприятия по обмену опытом (семинары, мастер-классы, конференции и пр.); театры, выставки, музеи и пр.; путешествия. 5. Организация управления и контроля 5.1. Процесс самообразования педагогических работников инициируется и контролируется руководителями административной и методической структур ДОУ (далее – РАМС). 5.2. В начале учебного года педагогические работники предоставляют РАМС тему самообразования и индивидуальный план работы, которые выносят на рассмотрение педагогического совета. 2 5.3. Ежегодно (в апреле-мае) педагогические работники предоставляют отчет о проделанной работе по теме самообразования в выбранной ими форме. 5.4. В конце учебного года РАМС подводит итоги работы по самообразованию педагогических работников на педагогическом совете. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях. 5.5. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для ознакомления и использования всем заинтересованным лицам. 5.6. Ежегодно РАМС проводится мониторинг деятельности педагогических работников по самообразованию № Ф.И.О. педагога Должность Тема самообразования Год работы над темой Форма отчета Результат (конкретные изменения в работе /динамика/) 6. Права, обязанности и ответственность педагогических работников 6.1. Педагогические работники в рамках осуществления деятельности по теме самообразования имеют право: на участие во всех мероприятиях, проводимых в системе дошкольного воспитания различного уровня; представлять РАМС предложения по совершенствованию системы деятельности педагогических работников по самообразованию; запрашивать от РАМС сведения, необходимые для работы по самообразованию; на самостоятельный выбор темы, методов и источников по самообразованию; на самостоятельное определение сроков и формы отчета по самообразованию; на смену темы в течение срока, отводимого на ее реализацию, но не более одного раза; на бесплатное пользование методическими, образовательными и научными услугами ДОУ (п. 8 ч. 3 ст. 47 Закона), на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (п. 12 ч. 3 ст. 47 Закона); другими правами, установленными действующим законодательством. 6.2. Педагогические работники обязаны: систематически повышать свой профессиональный уровень (п.7 ч.1 ст.48 Закона). 6.3. Педагогические работники несут ответственность: за неисполнение или ненадлежащее исполнение всех возложенных на педагогического работника задач, определяемых индивидуальным планом работы по теме самообразования; за своевременное составление и предоставление РАМС отчетов о работе по самообразованию. 3 Приложение №1 Примерная тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем: Для молодых специалистов: Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития; Формирование основ педагогического мастерства; Развитие умений и конструктивных способностей. Для воспитателей, работающих свыше 5 лет: Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для опытных, творчески-работающих воспитателей: Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; Проявление творческого потенциала педагога; Пропаганда своих достижений; Развитие исследовательской деятельности. Для педагогов без специального образования: Овладение методикой работы с детьми; Адаптация к педагогической деятельности. Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту; 4 Приложение №2 Примерный план работы педагога над темой самообразования 1 этап. Подготовительный (выявление) № 1 2 3 Содержание работы Определение темы по обобщению опыта работы, актуальности, необходимости рассмотрения Постановка целей, задач работы Составление плана работы по самообразованию Сроки реализации обоснование ее 1-й год работы над темой 2 этап. Аналитический (изучение) № 1 Содержание работы Теоретическая часть: Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п. Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы Подбор материала по теме, наработка дидактических и методических пособий Сроки реализации 1-й год работы над темой 3 этап. Организационный (обобщение) № Содержание работы Сроки реализации 1 Практическая часть: Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация. Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности Проведение открытых мероприятий Выступление на педагогическом совете Участие в работе творческих групп 2-й, 3-й года работы над темой 4 этап. Завершающий (внедрение) № 1 2 Содержание работы Оформление результатов педагогического наблюдения детей по проблеме Оформление опыта работы: Систематизация теоретической части Систематизация практической материала Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.) Сроки реализации 3-й год (4-й, 5-й годы) 5 этап. Презентационный (распространение) № 1 2 3 4 Содержание работы Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»: Рассказ; Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт» Подготовка материала к публикации в печатных изданиях Участие в педагогических конкурсах 5 Сроки реализации В ходе дальнейшей педагогической деятельности Приложение №3 Примерный план отчета по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа План отчета: Обоснование выбора темы. Цель и задачи работы над темой, сроки. Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях. Какой предполагается результат и форма его представления. 2. Полученные от педагога данные вносятся в таблицу. 1. № Ф.И.О. педагога Должность Тема самообразования Год работы над темой Деятельность по реализации темы 3. Необходимость введения графы «Год работы над темой» продиктована тем, что позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года. 4. Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения. 6 Приложение №4 Примерный план итогового отчета по работе над темой самообразования 5. План отчета: Обоснование выбора темы. Цель и задачи работы над темой, сроки Какие использовал формы организации самообразования Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы. Какая была реализована система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях. Форма предоставления наработанного материала. Адаптация к педагогической деятельности. Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту; 7 8